Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

детская речь

Гуманитарный словарь

ДЕ́ТСКАЯ РЕЧЬ - речь детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8-9 лет). Систематическое изучение Д. Р. началось в сер. 19 в. В 1-й пол 20 в. оно велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между речевым и умственным развитием, и имело целью прежде всего предотвращение речевой патологии. С сер. 20 в. Д. Р. изучается психолингвистикой на мат-ле дневниковых записей спонтанной речи детей и результатов специально поставленных экспериментов. Периоду Д. Р. предшествует лепет и гуление - предречевые формы развития ребенка, во время к-рых формируются моторные возможности органов, участвующих в порождении речи, определяются первые коммуникативные проявления ребенка, происходит первичное становление сигнификативной функции языка. К 2-3 годам фонемные структуры родного языка, как правило, полностью освоены, но нормативная артикуляция часто еще не сложилась: в этот период несформировавшиеся звуки в речи ребенка заменяются уже сформировавшимися, обычно наиб. близкими к ним артикулярно. Усвоение супрасегментной фонетики предшествует усвоению сегментной и происходит еще на довербальных стадиях. Формирование системы словоизменения определяется системой родного языка. Частотные грамматические категории усваиваются раньше, чем редкие. Грамматика ребенка в период становления носит гиперрегулярный характер, нормативные формы могут заменяться ненормативными, но образованными по более частотным моделям. Развитие синтаксиса происходит от двусловных высказываний к более длинным, выделяются субъект, объект, предикат. Прежде всего усваивается прямой порядок слов. После 3 лет в речи ребенка начинают появляться сложноподчиненные предложения. В процессе усвоения системы словообразования ребенок проходит период расширенного дет. словотворчества, заменяя имеющееся в языке слово словообразовательной инновацией, созданной по определенной модели. До 5 лет в речи ребенка почти нет синонимических рядов (из-за твердого привязывания названия к обозначаемому предмету или явлению). Позднее всего усваиваются слова с отвлеченными и метафорическими значениями, фразеологизмы. Овладение монологич. речью происходит на поздних этапах развития речевой способности. В Д. Р. много черт, общих с речью в период ее распада (при афазии). Грамматика Д. Р. имеет определенное сходство с грамматикой пиджинов. Изучение Д. Р. важно не только для установления закономерностей развития ребенка, но и для постижения общелингвистич. и психолингвистич. механизмов, реализующихся в речи нормативных носителей языка. Данные, полученные при изучении онтогенеза языка и речи, используются при построении теорий происхождения языка, при исследовании языка в филогенезе. Традиция изучения Д. Р. в отеч. лингвистике заложена А. Н. Гвоздевым, чей скрупулезный дневник наблюдений за речью сына до сих пор является ценным, иногда единств. источником изучения становления речи на рус. языке.

Лит.: Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1958; Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961; От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. Саратов, 1981; Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М., 1981.

Лингвистика

Де́тская речь -

особый этап онтогенетического развития речи,

речь детей дошкольного и младшего школьного (до 8-9 лет) возраста.

Первые систематические описания Д. р. (дневниковые записи развития речи

детей) появились в середине 19 в. С 20-30‑х гг. 20 в. начинается

интенсивное изучение развития речи в советской детской психологии,

главным образом в целях обучения родному языку и развития речи в случае

патологии. Собственно лингвистическое изучение

Д. р. началось в психолингвистике

(психолингвистике развития), рассматривающей Д. р. как речевую деятельность, которой свойственно

употребление специфических средств для речевого общения. Особенности

языковых средств Д. р.: детерминизм формы языковых

знаков, большее число (по сравнению с речью взрослых) звукоподражаний и изобразительных слов,

употребление нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность употребления лексем, случайности обобщения при номинации. Эти особенности определяются свойствами

мышления детей, а также иным, по сравнению со

взрослыми, уровнем обобщения.

Д. р. свойствен своеобразный синтаксис. На

ранних этапах наиболее употребительны однословные предложения, которые вместе с жестом, мимикой и интонацией оказываются достаточными для полного

выражения необходимого содержания. Двусловные предложения (следующая

ступень развития синтаксиса) знаменуют появление выраженного словесно предиката, а также

появление умений ребенка программировать высказывание. К 3-5 годам Д. р. практически не

отличается от взрослой ни по грамматическим признакам, ни по лексическому наполнению, ни по структуре

предложения. Однако полное и завершённое развитие речи наступает только

при смене житейских понятий научными - в процессе обучения языку.

Психолингвистический подход к изучению Д. р. позволил решить вопрос о

главных закономерностях развития речи: формировании грамматических

и семантических обобщений в процессе предметной

деятельности и общения, а также формировании на этой основе языковой

способности - иерархически организованной системы элементов и правил их

функционального использования. Компоненты языковой способности - фонетический, лексический, грамматический,

семантический - соответствуют определённым уровням языка, но не тождественны им,

представляя собой результат отражения и обобщения соответствующих единиц языка и правил их функционирования.

Формирование компонентов языковой способности

осуществляется по универсальным признакам,

независимым от специфики конкретного языка.

Гвоздев А. Н., Вопросы изучения детской речи, М.,

1961;

Леонтьев А. А., Исследования детской речи, в сб.: Основы

теории речевой деятельности, М., 1974;

Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М., Язык и дети,

М., 1981;

Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М.,

1982;

Психолингвистика, М., 1984;

McNeill D., The acquisition of language, [N. Y.],

1970;

Slobin D., Ferguson Ch. [ed.], Studies

of child language development, N. Y., [1973].

А. М. Шахнарович.

Лингвистические термины

Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8-9 лет, имеющий ряд особенностей:

1) большое количество звукоподражаний;

2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям;

3) окказиональное словообразование;

4) диффузность словоупотребления;

5) особый синтаксис

Д.р. впервые начали изучать в психолингвистике.

Понятия лингвистики

Вид речевой деятельности, характерный для этапа развития детей до 8-9 лет, имеющий ряд особенностей:

1) большое количество звукоподражаний;

2) образование нерегулярных форм по регулярным моделям;

3) окказиональное словообразование;

4) диффузность словоупотребления;

5) особый синтаксис.

Д.р. впервые начали изучать в психолингвистике.

Социолингвистика

Вид речевой деятельности, характеризующий этап развития детей до 8-9 лет. Имеет ряд особенностей, определяемых свойствами мышления детей: большее число звукоподражаний, образование нерегулярных форм по регулярным моделям, окказиональное словообразование, диффузность словоупотребления, особый синтаксис и др. Особенности Д. р. не одинаковы на различных этапах развития личности ребенка и соотносятся с этапами социализации личности. Напр., на протяжении определенного этапа эволюции Д.р. в процессе предметной деятельности и общения происходит формирование грамматических и семантических обобщений. Д.р. впервые начала изучаться в рамках психолингвистики.

Полезные сервисы